lang="en">

О здоровье в контексте развития
личности

image alt

Безусловно, здоровье - это сокровище, которое дается многим из нас от рождения. Мы не будем обсуждать те случаи, когда человек может получить какие-то заболевания, передаваемые на генетическом уровне от своих родственников. Это отдельная тема. Но надо признать, что в большинстве своём мы на этот свет появляемся относительно здоровыми. У многих из нас с рождения, как правило, неплохой иммунитет и до определённого периода жизни мы не подвержены заболеваниям. Но с некоторого момента, который у всех разный, люди начинают испытывать проблемы на физиологическом уровне. Часть заработанных финансовых средств мы вынуждены тратить на поддержание своего организма медикаментозными средствами. Многими такая ситуация воспринимается, как норма. Хотя, можно встретить людей, которые к врачам обращаются редко, а иногда и не обращаются вовсе. При этом, они руководствуются определёнными знаниями, которые позволяют им функционировать в социальной среде с высоким энергетическим статусом, получать радость от жизни, заниматься творчеством и без труда воплощать свои мечты в реальность. Давайте постараемся разобраться, что же способствует нашему здоровью в контексте личностного развития человека.

Если изучить соответствующую литературу, касающуюся проблем психологии развития, проанализировать её, то можно прийти к выводу о наличии в данной сфере определенных закономерностей. Но каковы эти закономерности? Безусловно, здесь надо знать различные теории развития личности. Их большое количество, и взгляды на данный предмет имеют определенные отличия. Мне же хотелось обратить внимание на закономерности развития человека, изложенные в гуманистической психологии, основными представителями которой являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

При тщательном анализе основных её теоретических положений можно обнаружить вполне рациональное зерно. Речь идёт о той самой иерархии потребностей, которая была предложена А. Маслоу и вошла во многие учебники по психологии, теории управления, менеджменту, управлению персоналом и другие учебные и научные издания.

Данная теория базируется на таком понятии, как «потребности человека». В соответствии с ней существует три основных их уровня. К первому из них относятся физиологические потребности (сон, употребление пищи, репродуктивная функция и др.). Особенность этого уровня состоит в том, что здесь человеку не надо сильно напрягаться и предпринимать усилия для своего развития. Реализация физиологических потребностей ведет к общему расслаблению и успокоению. Но она никак не способствует саморазвитию, которое предполагает определенное напряжение на внутреннем плане.

Следующие уровни – второй и третий относятся к потребностям личностного роста. Второй – это уровень реализации социальных потребностей (любовь, признание в общественной среде, определённый социальный статус, слава, почёт, уважение, власть над людьми и др.). К третьему уровню в соответствии с данной иерархией относятся высшие потребности (потребность в этическом, эстетическом, духовные потребности, потребность в самоактуализации – раскрытии заложенного в человеке потенциала и др.). Саморазвитие и помощь в развитии другим – основная характеристика этой высшей ступени.

Необходимо отметить небезынтересный примечательный факт. Он состоит в том, что на одной из научных конференций, посвященных проблемам психологических знаний, известный в определённых научных кругах доктор психологических наук Евгений Павлович Ильин обратил внимание на то, что если бы А. Маслоу обосновал целесообразность, возможность и важность развития человека в соответствии с представленной им иерархией в процессе онтогенеза (на протяжении жизни), то это бы явилось существенным вкладом в психологические знания о развитии человека. Дорогого стоит такое замечание. Е.П. Ильин признанный психолог у нас в стране и за рубежом считал, что человек способен в течении своей жизни удовлетворить все предложенные А. Маслоу потребности. И не только способен, но и должен это сделать. Хотя сам основатель теории в большей степени вёл речь о реализации потребностей в целом, не делая жёстких акцентов на необходимости восхождения от низших к высшим в течении текущей жизни.

К сожалению, развиваясь, большинство людей не стараются выйти на более высокий уровень реализации, хотя каждый из нас способен на это. Не стараются и не могут, так как в силу ряда различных обстоятельств не уделяют в должной мере внимание формированию своего самосознания. Сформированное самосознание, по сути, является ключом к открытию заветной двери, за которой начинается многое интересное в жизни человека. В этой сфере скрыта и возможность управления своим здоровьем, благодаря глубинному пониманию устройства своей психики и развитию своих психических способностей, связанных с работой на внутреннем плане.

И здесь надо понять, что, когда мы говорим о трёх уровнях развития человека в соответствии с гуманистической психологией, речь идёт о трёх уровнях развития сознания личности. И знания, которые использует человек, находящийся на начальном (первом) и на среднем (втором) уровне в корне отличаются от знаний третьего уровня развития. Есть короткий, но ёмкий, один из принципов развития личности – "знание по сознанию". То есть, чем более развито сознание человека, тем более серьёзные знания могут быть им освоены и применены в повседневной деятельности. Личность, уделяющая внимание формированию своего самосознание, функционирует на более высоком уровне осознанности. Такой человек, как правило, обладает рядом качеств, среди которых: интерес к различным видам знания, сильная воля, аналогическое мышление, высокая нравственность, наличие трансперсонального опыта, способность брать на себя ответственность за своё развитие и др. Многие психологи сходятся во мнении, что сформировать в себе такие качества потенциально может каждый. Но что бы это сделать, нужны определенные знания о развитии человека. Они есть и изложены в различных источниках. Обобщив их, можно прийти к выводу, что цель эволюции человека как раз и заключается в изменении своего сознания.

Надо отметить, что о рассмотренных нами выше уровнях развития говорят не только представители психологии, но и многие древние учения. Кому интересно разобраться в их содержании, не будет представлять особого труда найти соответствующие источники для ознакомления. Сегодня такая возможность есть. Интернет открыт для всех. К ним можно отнести индуистские представления о развитии человека, древнегерманские, иудаистские и другие.

Исходя из вышеизложенного, становится ясным, что знания о том, в каком направлении должен двигаться в своём развитии человек есть. Но мало просто знать определенные теоретические положения о развитии человека и изучив соответствующую литературу постичь определенную мудрость, осознав эти процессы. Этого, скорее всего, будет недостаточно. Как отметил один из главных героев в фильме «Мирный воин» по имени Сократ «Знание не есть мудрость. Мудрость – применение знаний». Просто знать мало. Надо соответствующие знания применять в жизни. Встать на путь их применения не просто, но оно стоит того. Какое направление развития выбрать и какие вспомогательные "инструменты" использовать для гармонизации своего здоровья – право каждого. Свободную волю выбора, с которой рождается человек никто не отменял. Но среди множества методик, практик и психотехник, эффективно помогающих двигаться в избранном направлении кому-то вполне может подойти метод классической космоэнергетики. С его помощью можно избавиться от множества имеющихся дисфункциональных проявлений на физическом, энергетическом, информационном, психическом уровнях и двигаться в направлении развития заложенных в каждом из нас способностей с лёгкостью и ощущением дующего в спину ветра.

Главным сокровищем жизни является здоровье, и что бы его сохранить, нужно много знать ...
Авиценна


lang="en">

Мудрец приводит свой организм в порядок до того, как он приходит в расстройство

Лао Цзы